
Некоторое время назад прочел заметку уважаемой Светланы Валентиновны Полинской вот здесь (Праворуб: Покритикуйте меня! (помощь коллективного разума)) и задумался о том, что на самом деле работа адвоката состоит не только из громких и ярких побед, но и из поражений. Мы, по большей части, стремимся поделиться с аудиторией, с коллегами своими успехами и это объяснимо.
Адвокаты работают в условиях жестокой конкуренции, как внутрикорпоративной, так и внешней, по больше части не добросовестной, исходящей от разного рода юридических и околоюридических структур. Поэтому, хотя и некоммерческая наша деятельность адвокатская, тем не менее законы рынка никто не отменял. К тому же, все мы знаем, как оценивает деятельность юристов и адвокатов наш электорат – потенциальный избиратель лица, на должность правового советника.
Однажды моя горячо любимая супруга, фармацевт по профессии, возмущенно жаловалась на посетителей аптеки, которые имели неосторожность выражаться типа: «Девушка, откройте вторую кассу, позовите другого продавца!». Как им объяснить, что мы не продавцы, а фармацевты, — возмущалась супруга. Да никак, я ей тогда ответил, нет в этом смысла!
Люди воспринимают окружающий мир буквально, как видят. Ты берешь у человека деньги, отпускаешь ему лекарство. То же самое делает продавец в продовольственном или промтоварном магазине, или на рынке. Обыватель не заморачивается понятиями «лекарственный препарат» и «колбаса», раз ему все это отпускают за деньги, значит это товар. А из этого следует, что для него «продавец» и «фармацевт» — одно и то же. Только «продавец» — привычнее!
Примерно такой же подход и к адвокатской деятельности. Мы сами можем определять и оценивать ее как угодно, но для обывателя мы оказываем услугу за деньги, точно так же, как сапожник и портной. Только у последних результат, в большинстве случаев, положительный и зависит от качества материала и мастерства исполнителя. У нас, извините, иногда внешних факторов, влияющих на внутреннее убеждение, в разы больше и не всегда мы можем эти процессы контролировать.
Поэтому, как ни крути, образ успешного практикующего адвоката (юриста), «победителя зла» в обывательском смысле, в нашем маркетинге, как бы то ни было, обязан присутствовать. Не стану никого обсуждать или критиковать за стремление к формированию такого образа потому, что, очевидно, буду не прав. Как однажды прочел у кого-то из коллег, на земле живем, не святым духом питаемся. И самим пожевать чего-нибудь хочется, и семьи-детей нужно кормить, поить, одевать и обувать.
Одно только можно отметить, — это недобросовестную рекламу про 99% выигранных в судах дел. Тут, я думаю, со мной многие согласятся. Такой информационный вброс для обывателя могут делать или мошенники, или те, кто в суды дороги еще не знают, то есть, дилетанты. На самом деле в нашей деятельности и побед, и процессуальных поражений примерно поровну. Кто долго работает, не даст соврать о том, что бывает «полоска белая», потом за ней «полоска черная», затем снова «белая», а потом неожиданно случается «черная дыра», да такая, что в церковь сходить хочется.
Лично я уже к этому привык и через себя не пропускаю. Однако, иногда, когда случается очередное поражение, ловлю себя на мысли о том, что что-то упустил при разработке общей концепции проекта, или где-то недоработал при подготовке, поддался эмоциям и пошел на поводу у клиента, не учел каких-то субъективных обстоятельств и т.д. Но что конкретно, где, в какой момент?
Объективно ценить самому свой собственный проект, тем более, который кажется безупречным, непросто. Коллеги со мной согласятся, я думаю. Вот и пришла мне мысль о том, что совсем не бесполезно будет делиться с коллегами и с аудиторией Праворуба не только «радостями побед», но «горечью поражений».
С одной стороны, комментарии коллег могут оказаться полезными в части поиска и анализа допущенных ошибок и просчетов при разработке и реализации провальных проектов. Все-таки взгляд со стороны, при условии адекватного восприятия здоровой и конструктивной критики (адекватное восприятие со своей стороны гарантирую!), так сказать, не зашоренным глазом поможет отыскать эти ошибки и просчеты, где-то найти способы нивелировать их последствия, а где-то, увы, просто учесть на будущее.
С другой стороны, может быть освящение такой практики будет способствовать формированию более правильного восприятия у целевой аудитории потенциальных доверителей адвокатской деятельности, как возмездного труда, ибо не ошибается и не терпит поражений только тот, кто не работает. И отрицательный результат работы адвоката, это тоже результат, за которым стоят бессонные ночи, посаженное зрение и отнятое у себя самого и у семьи время.
В этой связи, если администрация портала не будет против, я со своей стороны анонсирую на ближайшее время несколько публикаций о реальных делах в которых я потерпел поражение с приложением для изучения, анализа и конструктивной критики со стороны всех желающих коллег процессуальных документов, составленных лично мной, представителями оппонентов, состоявшиеся судебные постановления.
Но это вовсе не говорит о том, что я стану-таки умалчивать о своих успехах!