
Уважаемые коллеги!
Позволю себе предположить, что тема, которую я решил предложить вам в следующем году на конференции в Москве, не оставит равнодушными никого. Не знаю, насколько глубоко кто-нибудь погружался в нее, но сталкивались, думаю, многие.
Сейчас гражданских дел этой категории стало не много. Трудно сказать, в чем причина. По моим наблюдениям это, скорее всего, связано с совокупностью объективных обстоятельств. С одной стороны, категория собственников такой недвижимости преодолела возрастной критерий, после которого снижается интерес к правоприменительной активности, а их наследники предпочитают избавиться от проблемной недвижимости, материализовав ее в деньги. С другой стороны, изменение градостроительного законодательства и его систематические изменения с учетом складывающей практики, открывают возможности, позволяющие создать новую недвижимость с меньшими затратами и юридическими проблемами, чем реконструкция существующей.
О чем речь? Я думаю, многие из коллег помнят те времена, когда у любого адвоката или юриста, занимающегося правами на недвижимое имущество в год было два-три, а то и более, гражданских дел, связанных с выделом доли (статья 254 Гражданского кодекса РФ) в индивидуальных жилых домах. Занимались этим, как правило, наследники, стремившиеся сделать эти дома пригодными для раздельного проживания, супруги, удивительным образом обнаружившие, что совместное проживание в одной семье стало невозможным и требуется срочный раздел всего, что было нажито в браке непосильным трудом. Реже, это могли быть соседи, которые во времена существования Советского Союза стали обладателями своеобразного, в некотором смысле, ведомственного жилья.
Проблема решалась предельно просто, судебная практика была устоявшейся и надежной. Требовалось всего-то доказать, что технико-экономические показатели индивидуального жилого дома позволяют произвести его реконструкцию и образовать изолированные помещения с отдельным входом, отвечающие минимальным санитарным требованиям, предъявляемым законом и иными нормативными актами к жилому помещению. Попросту, индивидуальный жилой дом становился двухквартирным. Однако, поскольку квартиры не могли располагаться на земле, называлось это помещение – изолированная часть жилого дома.
Все было просто и понятно! Без видимых проблем суды выносили решения, а права на эти помещения регистрировались, и они вводились в гражданский оборот.
Увы! Реформы гражданского законодательства в начале текущего столетия стерли эту практику из правового пространства насовсем. Понятие «изолированная часть жилого дома» кануло в лету. Были введены новые определения квартиры, индивидуального жилого дома, многоквартирного жилого дома и т.д.
Вместо изолированной части жилого дома появилось понятие блокированной застройки. Что же это такое, в чем сходство и отличия этой категории жилой недвижимости от других, как с этим работать нам, юристам-практикам, если вдруг такая проблема образовалась у нашего доверителя я расскажу вам весной в Москве на Конференции «Технологии права 2024».
До встречи в столице!
Рисунок любезно и безвозмездно предоставлен ресурсом https://yandex.ru/