
Пат (фр. pat, итал. patta) — положение в партии в шахматах и других играх шахматного типа, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки, находящиеся на доске, лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом.
Материал из Википедии
В народе говорят, что нельзя объять необъятное. Лично я с этой мудростью полностью согласен! В уходящем году исполнилось тридцать лет, как я занимаюсь правом (А может, Право занимается мной… Надо поразмышлять над этим как-нибудь!)
Однако, несмотря на это, есть отрасли прикладного правоприменения, в которых, я, мягко говоря, не силен.
Это не говорит о том, что у меня совсем не хватает мозгов разобраться в проблеме, нет. Просто, вопросами таких отраслей я не владею на уровне нюансов в связи с чем нуждаюсь в методической помощи. Но в целом я предпочитаю отказываться от проектов, которые не совпадают с моей профильной тематикой. Благо, на связи всегда достаточно коллег, специализирующихся на вопросах не моей компетенции и всегда есть кого порекомендовать, дабы обратившийся за помощью доверитель не остался без таковой.
Однако, тема недвижимости, строительства и земельных отношений имеет в своей специфике одно удивительное свойство. Эта тема пересекает практически все отрасли права! Одна из моих наставников в праве, заслуженный юрист России, однажды сказала: «Владимир Борисович, если вы разберетесь с недвижимостью, вы будете чувствовать себя комфортно в любой отрасли права!».
Тогда мне, юристу, имеющему классическое милицейское образование, окончившему ВУЗ, методика преподавания в котором позволяла пройти цивильное право исключительно «мимо», понять это было сложно. Сознание бывшего следователя категорически отказывалось верить в то, что цивильное многообразие вообще сможет разместиться каким-нибудь образом в моей голове, набитой оперативно-розыскной деятельностью и спецкурсами о раскрытии и расследовании преступлений.
Тем не менее, три года службы на поприще только что созданного в стране института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделали свое дело, и сейчас я имею в своем гуманитарном активе то, что имею и чем делюсь с коллегами благодаря возможностям, предоставленным администрацией Праворуба и всем нашим сообществом.
Так вот, в делах, вытекающих из применения Кодекса об административных правонарушениях РФ, я никогда не был великим специалистом. Мало того, сам кодекс, однажды мною прочитанный, не понравился мне с самого начала. Описанный в нем процесс видится мне, мягко скажем, далеким от совершенства даже в сравнении с другими процессуальными законами. По этой причине, при всякой удобной возможности, я стараюсь «соскочить» с этих проектов. Но, не всегда удается!
Так вышло и в этот раз! Дело об административном правонарушении образовалось в ходе реализации мною большого несудебного проекта, связанного с образованием нового садоводческого некоммерческого товарищества. Поэтому отвертеться от него не было никакой возможности.
Чтобы было понятно позволю себе несколько слов о том, как это взаимосвязано. Существует Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для личных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем много всего «интересного», но, уважаемые коллеги и гости портала, поверьте, умрете от скуки. Поэтому, с вашего позволения, кратко и только то, что имеет отношение к образовавшейся проблеме.
Речь идет о части 3 статьи 4.1 поименованного выше закона, которая определяет, что местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории. Это значит, что вновь создаваемом товариществу соответствующим муниципальным образованием в безвозмездное пользование предоставляется некий земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, на котором в последствии должны разместиться земельные участки граждан – членов будущего СНТ, земли, относящиеся к общему имуществу СНТ и предназначенные для размещения проходов, проездов, инженерных сетей, зданий, сооружений и иных нужд из категории общего использования.
Так вот, все это может быть образовано в результате утверждения документации территориального планирования, в частности, проекта межевания территории. До утверждения этого документа юридически созданное СНТ не имеет возможности образовать и предоставить своим членам земельные участки, использовать по назначению и в целом администрировать предоставленную территорию. Проще говоря, никакой хозяйственной деятельности в этот период времени СНТ осуществлять не может.
Как правило, в такой период создаваемое СНТ существует крайне компактно на ежегодные взносы своих потенциальных членов (Которые еще и не вносятся вовремя!), а расходы на проектные работы обеспечиваются за счет сбора целевых взносов, а также средств инвесторов – как правило, компаний, желающих в перспективе осуществлять на возмездной основе эксплуатацию инженерных сетей товарищества, либо поучаствовать в строительстве для него объектов общего пользования.
Вот и товарищество, о котором идет речь, находится в стадии разработки проекта межевания предоставленной территории. Этот процесс сам по себе не быстрый, а в нашем случае ситуация усугубилась тем, что он совпал с разработкой и утверждением нового генерального плана Волгограда в связи с чем вообще ушел «в долгую». По этой причине, в ожидании утверждения генерального плана, товарищество «съежилось» до председателя на общественных началах и главного бухгалтера на 0,25% ставки. Суммарные финансовые возможности товарищества были рассчитаны таким образом, чтобы обеспечивать главному бухгалтеру зарплату и нести расходы, связанные с оплатой банку услуг за обслуживание расчетного счета и надлежащим извещением членов о внеочередных общих собраниях, если возникала такая необходимость. Все!
И вот вдруг из МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района Волгограда» поступает уведомление о составлении протокола административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, согласно которой:
«Нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений –
влечет на граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — наложение административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.»
По мнению уполномоченного органа, товарищество нарушило требования п. 2.4, п. 3.1.1. и п. 3.1.1.1 Правил благоустройства городского округа Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 № 34/1091.
Блин, мало того, что дело об административном правонарушении, так еще и кодекс Волгоградский, и компетенция территориальной административной комиссии района! Короче, все, как я «люблю».
К слову, участок, о котором идет речь и который предоставлен товариществу в безвозмездное пользование, ранее был застроен объектами а-ля Советский Союз, пришедшими в негодность в силу того, что они были брошены в сложное для страны время. Затем он был частично подвернут самозахватам и, как следствие, самовольному строительству, которое со временем было пресечено, а «недострои» брошены или снесены. В общем, участок был «обременен» завалами строительного мусора и стихийно образовавшимися свалками мусора бытового. В таком виде он и был, собственно, предоставлен товариществу изначально.
Естественно, после того как будет утверждена документация территориального планирования, участок планировалось привести в пригодное для использования состояние. Мало того, предполагается и его строительная подготовка. Но сейчас для этого у товарищества нет ни средств, ни технических и кадровых возможностей.
Ладно, вариантов других все равно нет, надо разбираться с этим Волгоградским кодексом. Процессуальной части, как таковой, это кодекс не содержит. Слава Богу, в его теле имеется статья 1.2, которая устанавливает соотношение законодательства Волгоградской области и Федерального законодательства об административной ответственности. В частности, частью 1 этой нормы установлено, что:
«Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, категории лиц, подлежащих административной ответственности, перечень видов административных наказаний и правила их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.»
Ура! Жизнь приобрела розовый оттенок! Не нужно ничего выдумывать, в части процесса, применяем КоАП РФ и не оглядываемся. Что дальше? С диспозицией и санкцией статьи 8.7, вроде, все более или менее, понятно. Санкция для юридического лица в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч целковых – для товарищества не подъемная, поскольку «тянет» больше, чем на половину годового бюджета товарищества, находящегося в режиме ожидания.
Но и это еще не все! Норма предусматривает наказание для должностного лица, которое неминуемо последует, в нашем случае, в отношении председателя, который, напомню, присутствует на должности на общественных началах. То есть, платить за него тоже придется товариществу. В общем, как ни крути, а тридцать тысяч рублей уйдут в расход даже при самом благоприятном раскладе. Не приемлемо!
Теперь, чего мы там нарушили? Из уведомления следует, что нарушили какие-то пункты Правил благоустройства городского округа Волгоград. Смотрим, пункт 2.4:
«Хозяйствующие субъекты и физические лица осуществляют содержание и уборку территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности и (или) ином законном основании, а также зданий, строений, сооружений и прилегающей территории в объеме, предусмотренном законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения на договорной основе физических или юридических лиц.»
Понятно, будем считать, что формально состав административного правонарушения имеется. Если, конечно, опустить такие нюансы, как объективная сторона правонарушения и может ли товарищество считаться «хозяйствующим субъектом» по отношению к земельному участку, использовать который по назначению не имеет возможности в силу положений специального закона. Что там еще? Пункты 3.1.1 и 3.1.1.1:
«Содержание земельных участков включает в себя (п. 3.1.1):
Ежедневную уборку от мусора, листвы, снега и льда (наледи) (п. 3.1.1.1).»
Да ладно! Это в степи-то, на восьми с половиной гектарах ежедневная уборка? Я вас умоляю! А что это за раздел Правил? Вот он:
«III. Требования к содержанию зданий, строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, нестационарных торговых объектов, дорог, объектов (средств) наружного освещения, сетей ливневой канализации, смотровых и ливневых колодцев, водоотводящих сооружений, инженерных коммуникаций, садово-парковой мебели, садово-паркового оборудования и скульптур, мест производства строительных работ, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий, строений, сооружений.»
Ну уж нет, это явно не про нас! В общем, фронт работ определен, нужно решить, как будем действовать. Однако, смоделировать тактическую часть проекта от начала до конца у меня на этой стадии не получилось. Поэтому, на молчаливый вопрос председателя: «Что делать?», я вслух ответит: «Будем импровизировать!». А что мне было еще ей сказать?
Продолжение следует